Семейные прогулочные группы (СПГ)

 

СПГ задумывалась как часть программы адаптации семьи с маленьким ребенком к детскому саду.
Когда ребёнка впервые приводят в детский сад, неизбежно возникает конфликт между желанием родителя находиться в этот трудный момент в группе, рядом с ребёнком и реальными возможностями детского сада.
В доверительных беседах воспитатели рассказывали, что в присутствии родителей испытывают скованность. У сотрудников возникает ощущение, что их пытаются контролировать. Очень часто вместо того чтобы заниматься детьми, приходится тратить время на родителей. Наконец, если родители рядом, резко растёт количество конфликтных ситуаций, так как ребёнок не слушается воспитателя.
Со своей стороны, родители рассказывали, что чувствуют растерянность. Не знают, чем себя занять и как помочь ребёнку. Выражали много претензий к воспитателям, которые мало времени уделяют их ребенку.
А малыши, оказавшиеся среди незнакомых детей и взрослых, зачастую терялись. Они не понимали, кого нужно слушаться, кто здесь воспитатель, и поэтому не обращали внимания на просьбы и предложения педагога.
Похоже, все: и воспитатели, и родители, и дети – испытывали напряжение и дискомфорт, затрудняющий процесс адаптации.
Как же сделать родителей помощниками в процессе адаптации, а не жертвами или скептическими наблюдателями? Как научить ребёнка общаться с другими детьми и взрослыми? Как помочь матери безболезненно расстаться со своим малышом?
Решение нашлось быстро. Вместо совместного пребывания в замкнутом пространстве игровой комнаты родителям была предложена альтернатива – семейная прогулочная группа, совместное прогулки родителя с ребенком на участке детского сада. И для детей, и для родителей это хорошо знакомо. Отличие в том, что вместо детской площадки во дворе дома родитель с ребенком приходит гулять на площадку детского сада. Чёткое ограничение по времени (прогулка длится ровно час) также облегчало на первых порах процесс взаимодействия.
В 2002 году в ГОУ ЦРР-д/с № 2317 была создана первая семейная прогулочная группа. Что-то из задуманного удалось сразу, от чего-то пришлось отказаться, что-то потребовало поиска другой формы. Постепенно сложилась программа, которая позволила детям, родителям и педагогам лучше узнать друг друга, познакомиться с правилами детского сада и семейными предпочтениями, научиться взаимодействовать.
Мы предлагаем семейную прогулочную группу как одну из новых форм дошкольного образования или модификацию группы кратковременного пребывания.

  • СПГ не требует дополнительных материальных затрат и помещений
  • СПГ, как правило, проводится тогда, когда закончились прогулки детей, посещающих сад
  • Программа СПГ может быть составной частью программы адаптации детей, поступающих в детский сад
  • Программа СПГ может использоваться как поддержка семей с маленькими детьми, не посещающими детский сад
  • Программа СПГ может использоваться любым родителем, заинтересованным в социализации своего ребенка и способным на общественных началах собрать прогулочную группу на детской площадке своего дома.

 

Цель:
Помощь семье в адаптации ребенка раннего возраста к новой социальной среде.


Задачи:

  • повышение родительской компетентности
  • формирование родительского сообщества для взаимопомощи и поддержки
  • социализация ребенка

Алгоритм работы семейной прогулочной группы.

  • Родительское собрание.
    • Выступление педагога-психолога: «Семейная прогулочная группа»
  • Рассказ родителей о своем опыте  посещения прогулочной группы;  об успехах и трудностях; о влиянии опыта на  родительскую компетентность и социальную компетентность ребенка
  • Показ видеофильма о семейной прогулочной группе
  • Ответы на вопросы родителей
  • Запись семей в прогулочную группу
  • Выдача родителям анкет и буклета с правилами семейной прогулочной группы
  • Прогулки.
  • Знакомство родителей друг с другом, формирование родительского сообщества для взаимопомощи и поддержки (цикл занятий для родителей) 
  • Просвещение родителей

- возрастные и индивидуальные особенности детей
- организация телесного контакта с детьми
- упражнения, направленные на обретение детьми большей автономии
- помощь в формировании игровых навыков детей

  • Организация детского сообщества (цикл развивающих занятий для детей)

- развитие произвольности
- обучение правилам поведения на прогулке
3. Отзывы родителей на работу семейной прогулочной группы.

Правила прогулки

  • Важно, чтобы первые  правила  для малыша в детском саду вводили родители.
  • Хорошо приучить детей выходить на прогулку и уходить с нее всем одновременно.
  • Гуляем только на отведенном участке.
  • Педагоги-психологи выносят на прогулку игрушки детского сада (желательно не приносить свои).
  • Научите ребенка и покажите на своем примере, что  прикосновение к другому человеку может быть только с его согласия.
  • Каждую прогулку старайтесь запомнить имена  не менее  двух родителей и двух детей.
  • Договоритесь в паре с другим родителем, что будете присматривать за детьми друг друга.
  • Старайтесь приучить  ребенка, что на площадке детского сада он может обратиться за помощью и получить ее от любого взрослого.
  • Нештатные ситуации во взаимодействии с другими детьми и родителями решаются через психолога.
  • Старайтесь поддерживать доброжелательные отношения с детьми и взрослыми. В такой атмосфере вашему ребёнку будет комфортнее.

Структура прогулки
1 этап – Встреча (15 мин)
2 этап – Игра для родителей (15 мин)
3 этап –  Упражнения родителей с детьми, направленные на обретение большей автономии (15 мин).
4 этап – Игра-занятие для детей (15 мин)

Пример прогулки
1 этап – Встреча (15 минут):
1. Сбор детей, родителей, педагогов. Свободные игры взрослых и детей.
2. Педагоги обходят каждого родителя, отмечают их в табеле, задают вопросы:
Нравится ли вам и вашему ребенку приходить в детский сад?
Как ведет себя ребенок дома после посещения детского сада?
Не капризничает ли, хорошо ли засыпает, хорошо ли кушает и др.?
С кем из взрослых и детей вам удалось познакомиться?
Назовите по именам тех, с кем познакомились.
Встречаетесь ли с этими родителями и детьми за пределами детского сада?
В прошлый раз вы не гуляли с нами, у вас что-то случилось?
3. Педагог-психолог отвечает на вопросы родителей об особенностях возраста, о формировании необходимых навыков.

2 этап – Игра для родителей (15 минут)
Цель: дать возможность родителям лучше познакомиться друг с другом.
Родители приглашаются на веранду. Дети продолжают играть под присмотром педагога. Педагог-психолог проводит игру.
Упражнение «Снежный ком». Участники встают в круг. Первый называет свое имя, второй - имя первого и добавляет свое имя, третий – называет имена, стоящих перед ним участников, и добавляет свое имя и т.д.
Упражнение «Поменяйтесь местами» Ведущий называет какой-либо признак и просит тех, кому подходит данное определение, поменяться местами, например: «Поменяйтесь местами те, у кого в семье двое детей; поменяйтесь местами мамы девочек и т.д.»
Возможные вопросы:
1. Кто где живет?
2. Кто что любит делать в свободное время, как любит отдыхать, что нравится делать вместе с ребенком и др.?
3. Быстро ли ребенок засыпает?
4. Умеет ли самостоятельно есть, играть и др.?

3 этап – Упражнение для родителей (15 минут)
Инструкция:
Выберите себе родителя в пару. Познакомьтесь друг с другом, узнайте, как зовут детей друг друга. Договоритесь, что сейчас будете присматривать за детьми друг друга. В течение 15 минут побудьте рядом с ребенком другого родителя, помогите ребенку, если он будет нуждаться в помощи, предлагайте ему свою помощь, спрашивая, например: «Тебе помочь забраться в машинку?»; поиграйте с ним. Важно присаживаться на корточки, смотреть ребенку в глаза, хорошо, если удается установить телесный контакт.
Критерии установления доверительных отношений:

    • Зрительный контакт
    • Телесный контакт
    • Совместная игровая деятельность
    • Инициативное обращение ребенка к взрослому с предложениями или за помощью

Выполнить такое задание сразу обычно не удается. Родители осваивают упражнение в течение нескольких прогулок.

4 этап – Занятие для детей (15 минут)
Цель: развитие внимания и произвольности (способности управлять своим телом, своим поведением, своими чувствами в соответствии с возрастными возможностями) через:

  • Новый опыт совместных игр
  • Усвоение системы новых правил
  • Цикл упражнений, направленных на формирование большей автономии

Все занятия строятся по общему плану, игры повторяются. Новые игры добавляются постепенно.

  • В гости приходит игрушка – сюрпризный момент (дети сидят вместе с родителями на скамеечке, на веранде)
  • Игры, в которых по показу вслед за педагогом, дети повторяют простые движения (сидя или стоя)
  • Подвижная игра, цель которой научить детей разбегаться, не толкаясь, в разные стороны, собираться, не толкаясь, в одном месте и выполнять совместные действия, не мешая друг другу.
  •  Заканчивается занятие спокойной игрой, стимулирующей добросердечные отношения детей с родителями, воспитателями, друг с другом.

Для молодых мам важными оказались консультации специалистов и возможность обмениваться опытом с другими мамами, получать поддержку от них. Лучше узнавая друг друга, родители начинали различать, где типичные для детей этого возраста проблемы, а где проблемы индивидуального характера. Попробовав себя в качестве организатора маленькой группы детей, родители с большим пониманием и уважением стали относиться к труду воспитателя. В конечном счете, дети, посещавшие СПГ, легче отпускали своих родителей, быстрее адаптировались к режиму детского сада, быстрее налаживали отношения с взрослыми и детьми своей группы.

 

Назад